Ваш город:

Школа - основные этапы развития (часть 2)

28 дек. 2019 г.
0
202

Если верить дошедшим до наших времен сведениям, с основными проблемами школы, волнующими современников, приходилось бороться и тысячи лет назад. И Возможно, в глубине веков и тысячелетий еще остались «подсказки», которые помогут оптимизировать современный процесс обучения. Ведь, новое – это хорошо забытое старое, а проблема воспитания и обучения подрастающих поколений была и остается самой волнующей темой человечества.

Школа - основные этапы развития (часть 2)

Древняя Индия

Индийская школа прошла сложный путь развития. Некоторые традиции прошлых времен сохраняются и в современной школьной системе Индии. В частности, как и много веков назад индийские школьники начинают обучение в семье, роль которой остается доминирующей в начальном образовании до сих пор.

Огромное влияние на принципы обучения оказал индуизм, который проповедует идею кастового различия, согласно которому семейное обучение и воспитание не должно выходить за рамки знаний и навыков, необходимых для касты ремесленников, или для касты служащих, или для касты воинов. Уже с 7-8 лет мальчиков отдавали в дом учителя, где после обряда посвящения продолжалась его обучение. При этом между учителем и учеником складывались отношения по модели «отец – сын».

Кроме индуизма, свою лепту в формирование системы школьного образования внес буддизм, который распространился в Древней Индии в I-IV вв. Преимущества буддийских принципов, которые распространены и сегодня, заключаются в более лояльном отношении к социальному неравенству и национальному различию учащихся. Кроме религиозного воспитания, в систему обучения учителя-буддисты включили «светские» науки.

Примечательно, что и поныне роль семьи в обучении индийских школьников остается ведущей. Большинство детей, чьи семьи могут себе позволить сейчас обучение в школе, к 6 годам знают не менее 3 языков, умеют на них читать, писать и считать.

Влияние буддизма и индуизма в современных индийских школах сохраняется, но обучение по буддийским канонам становится все более популярным: буддийская система, кроме лояльности к кастовым (социальным) различиям, носит не авторитарный, а рекомендательный характер. Обе религии сосредоточены на индивидуальном развитии школьников: индуизм – на подавлении, буддизм – на раскрытии и развитии способностей каждого ученика. Большое внимание уделяется нравственному воспитанию детей.

Древний Китай

Первые упоминания о древнекитайских школах относятся к третьему тысячелетию до нашей эры, хотя история Древнего Китая насчитывает 5 тысяч лет. Изначально обучение детей носило исключительно семейный характер. Искусство написания иероглифов и древние знания передавались по наследству в знатных семьях.

Лишь в I веке китайская школа получила развитие, благодаря Конфуцию, который разработал системный подход к обучению и единую систему письма и иерархию, в которой роль каждого участника учебного процесса была строго регламентирована. Конфуций считал этические нормы главным элементом процветания государства.

В основу его школьных правил легли принципы взаимопонимания между учителем и учеником, а также развитие самостоятельного мышления. Во времена Конфуция его учение было объявлено официальной идеологией, а развитие школ стало государственной политикой.

В этот же период сложилась система экзаменации, а обучение было бюрократизировано. До начала ХХ века в Китае сосуществовали частная и государственная система обучения. Впервые были введены письменные экзамены, успешная сдача которых открывала доступ к обучению детям всех социальных слоев.

Конфуцием были разработаны и формы написания экзаменационных работ и сочинений. Начальное обучение в Китае длилось 7-8 лет. Вторая ступень – среднее образование – продолжалось еще 5-6 лет. Промежуточные этапы «среднего» обучения сопровождались итоговыми экзаменами, а в 18-19 лет ученики сдавали государственные экзамены.

Правда, китайская государственная школа ограничивалась узкими религиозными рамками, и, кроме арифметики, другие «светские» науки в содержание школьного образования не входили. Поэтому детей из богатых семей предпочитали отдавать в частные школы.

Средневековое обучение в Европе

В «темные века», после заката античной культуры, «власть» над школьным образованием в Европе перешла церкви и инквизиции. То есть, людям, уничтожавшим рукописные труды древних ученых и сжигавшим на кострах тех, кто совершал научные открытия, подвергая сомнению авторитет церкви.

Научные знания стали привилегией духовенства, а элементарное образование, собравшее языческие, античные и христианские традиции, было доступно только ученикам из богатых, знатных семей, которых обучали в монастырских школах – для будущего духовенства, и в кафедральных школах – для светских вельмож. Лишь к концу XVII века кафедральные (соборные) школы были преобразованы во всеобщие, а позже – в университеты. Впрочем, чтобы получить право на открытие университета все еще требовалось разрешение Папы Римского, а не государственной системы образования.

Тем не менее, средневековый университет уже в XIII веке был местом, где можно было получить действительно универсальные научные знания. В эпоху Средневековья, с развитием городов, получили распространение ремесленные школы. В этот период были основаны Болонский и Парижский университет, Медицинский университет в Салерно.

Девочки и девушки обучались дома. На обучение в монастыри отдавали, в основном, будущих монахинь. Возрастающая потребность в образованных людях давала возможность пробиться к знаниям наиболее талантливым крестьянским детям.

Школьное обучение в России: история и современность

О школе Владимира Святославовича упоминается в Вологодско-Пермской летописи 988 года. С этого момента начинается история российского образования. А уже через 100 лет появляется первое женское училище, которое возглавляла дочь князя Всеволода Ярославовича, Анна, совмещая учебу и руководство. Еще через 100 лет школы стали открываться по всей Руси.

Первые школы были привилегией боярских, дворянских и богатых купеческих семей. Хотя, знатные вельможи чаще всего не горели желанием обучать своих детей. Школы, как правило, открывались при монастырях, а христианство на Руси «приживалось» трудно.

Прорыв в сфере образования в России наступил лишь в эпоху Петра I, который приложил немало усилий для преодоления безграмотности. До него основной упор делался на обучении элементарной грамоте. При Екатерине Великой начинания Петра были продолжены и значительно приумножены, в том числе и в просвещении.

Бурное развитие капитализма и рост городов способствовали открытию ремесленных училищ, куда принимались дети рабочих и крестьян. Существенно возросли шансы на обучение у девочек, так как активно развивались и женские ремесла.

После Октябрьской революции, по декрету В.И. Ленина, началась еще одна прорывная эпоха массового преодоления безграмотности. За три десятилетия аграрная дореволюционная Россия превратилась в индустриальное государство.

За годы существования СССР образование стало одним из лучших в мире. Количество университетов и институтов в стране постоянно увеличивалось, а качество образования позволяло привлекать для обучения иностранных граждан. Среднее образование, даже в трудные для страны 90-е годы, оставалось обязательным и бесплатным.

Как видно из краткого экскурса в мировую историю развития школы, Россия, находясь на рубеже Азии и Европы, собрала лучшие традиции школьного образования всех цивилизаций. Ее миновал разгул инквизиции, а относительно слабое влияние духовенства не препятствовало развитию наук и общества.

Интересный факт: французский художник XIX века, Марк Коте, в одной из своих работ изобразил школьников 2000 года, которым знания в мозги закачивают в классе через провода, автоматически. Его художественная фантазия оказалась недалека от истины. Возможно, чтобы представить школу будущего через 100 лет, стоит еще раз заглянуть в прошлое и взять то, что было ранее упущено?


Источники изображений: evroportal.ru, habr.com, culture.ru

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?

Новости образования
В. Мединский поддержал предложение о создании госпрограммы по привлечению школьников в кинотеатры
Как сообщает ТАСС, ссылаясь на слова и.о. министра культуры Владимира Мединского, Минкультуры РФ поддержало идею создания государственной программы, н..
В. Мединский поддержал предложение о создании госпрограммы по привлечению школьников в кинотеатры
20 янв. 2020 г.
1
132
Профсоюз «Учитель» дал негативную оценку мер президента РФ по поддержке классного руководства
Как говорится на странице официального паблика в Фейсбуке профсоюза «Учитель», анонсированные президентом РФ Владимиром Путиным финансовые меры по под..
Профсоюз «Учитель» дал негативную оценку мер президента РФ по поддержке классного руководства
20 янв. 2020 г.
6
7617
В российских вузах введут стопроцентное целевое обучение в ординатуре по дефицитным специальностям
Как сообщает ТАСС, Министерство науки и высшего образования и Министерство здравоохранения РФ намерены ввести стопроцентное целевое обучение по дефици..
В российских вузах введут стопроцентное целевое обучение в ординатуре по дефицитным специальностям
17 янв. 2020 г.
0
505
Оставить свой комментарий

Ваш город: