Как сообщает «Российская газета», вице-спикер Государственной Думы РФ от ЛДПР Борис Чернышов предложил ввести отдельный уровень в системе высшего образования для тех, кто не доучился в вузах. Это стандарт он предложил назвать «базовым специалитетом».
Напомнив о выходе России из болонской системы образования, политик отметил, что предложение по «базовому специалитету» касается тех граждан, которые прошли обучение по основной образовательной программе высшего образования и успешно преодолели промежуточную аттестацию.
Согласно оценке Б. Чернышова, обучение не завершают миллионы граждан, и причины могут быть разные. Получив диплом установленного образца, они смогут претендовать на более продвинутые должности.
При этом парламентарий отметил, что и в советской образовательной системе существовало неполное высшее образование.
Стоит напомнить, что ранее Президент РФ Владимир Путин заявил, что нашей стране необходимо вернуться к традиционной для неё системе базовой подготовки специалистов в вузах, срок обучения по которой может составить от четырёх до шести лет. Об этом он говорил в Послании Федеральному Собранию. Данный переход должен быть плавным, а обучающиеся студенты получат право продолжать обучение по действующим программам. Помимо этого, по словам Президента РФ, после базового обучения в вузе у узких специалистов должна быть возможность продолжить обучение в магистратуре и ординатуре. Также он предложил выделить в отдельный уровень профобразования аспирантуру.
Комментируя предложение «РГ», Б. Чернышов пояснил, о каком сроке обучения для прохождения базового специалитета идёт речь. При бакалавриате это было два года с предварительной аттестацией, а при специалитете - три года с такой аттестацией. В связи с этим для реализации предложения необходимо будет изменить госстандарты образования, причём таким образом, чтобы в первые годы обучения проходило больше лекций по основной специальности.
По мнению депутата Яны Лантратовой, реализация инициативы о «базовом специалитете» повлечёт изменения в структуре вузовских программ.
Она отметила, что на сегодняшний день сотни тысяч человек, ежегодно отчисляемых из вузов, остаются ни с чем, хотя многие из них вполне могли бы выполнять определённые профессиональные задачи, имея те знания, которые уже успели получить. Фактически, ежегодно из вузов уходит целая трудовая армия молодёжи, испытывающая проблемы с дальнейшим трудоустройством.
В такой ситуации диплом «базового специалитета» поможет войти во взрослую жизнь с конкретными перспективами трудоустройства, даст гарантию заработка, который позволит получить материальную базу, в том числе и для создания семьи.
Отдельно Я. Лантратова отметила важность введения «базового специалитета» для лиц, проходящих обучение в вузах на платной основе. Иногда в силу различных обстоятельств студенты-платники сталкиваются с невозможностью оплачивать дальнейшее обучение. При этом такие студенты могут быть талантливы, но в силу различных обстоятельств они не смогли поступить на бюджет, и после отчисления они не только не получают карьерные перспективы, но и теряют значительную сумму денег, потраченных на обучение. Введение «базового специалитета» позволит им чувствовать себя увереннее и, может быть, привлечёт новых студентов на коммерческие места в вузах.
При всех очевидных плюсах, по мнению парламентария, реализация инициативы повлечёт изменения в структуре вузовских образовательных программ. Придётся добавить больше профессиональных предметов на первых двух курсах обучения, что потребует дополнительных затрат и станет дополнительной нагрузкой для всех студентов.
Также в случае реализации инициаативы важно предусмотреть, чтобы за получившими «базовый специалитет» сохранялось право восстановления в вузе при наличии свободных мест. Если студент ранее обучался за счёт бюджета, он должен иметь возможность продолжить обучение на бюджете.
Я. Лантратова отметила и тот факт, что у «базового специалитета» есть альтернатива: ранее действовавшее законодательство о неполном высшем образовании. Таким признавалось образование лиц, не завершивших обучение, но успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года. Им выдавался диплом о неполном высшем образовании.
В завершение выступления депутат подчеркнула, что инициативе ещё предстоит обсуждение в Госдуме с представителями педагогической и родительской общественности, студентами и Минобрнауки РФ.