Межвузовская группа преподавателей во главе с экспертами-русистами Российского нового университета приступила к реализации нового гранта Министерства образования и науки РФ.
Проект называется «Организация мероприятий по повышению квалификации работников образования по актуализации внедрения программно-методического и дидактического обеспечения по единому речевому режиму в образовательных организациях с русским как неродным языком обучения» и входит в ФЦП «Русский язык» на 2011-2015 годы.
— Сегодня моноэтнического состава в наших школах нет, — уверена руководитель проекта, кандидат культурологии О.Ю. Иванова, — границы русской, поликультурной и национальной школы размыты. И везде одни и те же проблемы.
Ольга Юрьевна отметила, что грант является всероссийским и направлен на формирование условий по созданию единого речевого режима во всех без исключения школах России:
— Единый речевой режим создает речевой контекст, речевую среду, определяет итоги обучения, вопросы, связанные с социализацией учеников. Русский язык — это государственный язык, на котором ведётся официальное делопроизводство, обучение в высших учебных заведениях, он даёт возможность человеку освоить достаточно большой набор компетенций в различных сферах научной и производственной деятельности, участвовать в деятельности гражданских институтов.
В творческий коллектив, занимающийся реализацией проекта, вошли специалисты, которые занимались разработкой материалов к Единому государственному экзамену в Российской академии образования, педагоги, занимающиеся проблемам национальной школы и метапредметных связей, проблемой русского языка как средства формирования когнитивных умений в рамках других предметов школьного цикла.
Научным руководителем гранта стала И.П. Цибулько — ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования. В группу включены заведующая кафедрой общего и прикладного языкознания МПГУ О.Е. Дроздова, специалисты лаборатории этнокультурного образования Московского института открытого образования и её руководитель Е.А. Найденова, учёные из Санкт-Петербургского педагогического университета имени Герцена, постоянные партнеры РосНОУ по языковым грантам из Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.
— Кроме того, в группу войдёт Елизавета Александровна Хамраева, — сообщила Иванова, — которую русистам, занимающимся проблемами национальной школы, представлять не надо.
Интерес к проекту уже проявили Белгородская и Ульяновская области, Ставропольский край, Тамбов, Тула, давние партнеры университета из Татарстана, Якутии и республики Горный Алтай.
В ходе реализации проекта 200 школьных учителей и сотрудников региональных институтов повышения квалификации пройдут дистанционное обучение, станут тьюторами и начнут распространять полученную информацию дальше. Предполагается, что программа повышения квалификации будет иметь вариативный вид и сможет войти как самостоятельный модуль в программы профессиональной переподготовки.
Запланировано проведение двух интернет-совещаний (семинаров) с максимальным охватом участников. Первое совещание будет адресовано учителям северо-западных, юго-западных, центральных регионов, второе — тем, кто находится на Урале и за Уралом. Кроме того, пройдёт очный семинар в Подмосковье.
По завершении работы будет издан сборник методических материалов по всем школьным ступеням и классам, содержащий рекомендации по тому, как добиваться положительных результатов в создании единого речевого режима.
В начале ноября 2015 года пройдёт большая всероссийская конференция, на которой будут подведены итоги проекта.