В конце марта в школе №1265 профессор Высшей школы экономики Лев Любимов обсудил с учителями и родителями «Концепцию развивающего обучения школ кластера ВШЭ».
Встреча в школе №1265 профессора ВШЭ, д.э.н. Льва Любимова с родителями дошколят и педагогами прошла в формате лекции-беседы. Папы и мамы узнали, почему воспитание детей нельзя откладывать на потом.
«После трех лет начинать воспитывать детей уже поздно», – сказал ученый Лев Любимов. По его мнению, самый активный для познания возраст – от 0 до трех. Все основы закладываются в семье, и родителям отводится главная роль, которую перекладывать на школы и детские сады недопустимо. В Европе это поняли, и на законодательном уровне изменили подход к обучению подрастающего поколения. На Востоке согласно системе педагогики – конфуцианству – детей обучают, воспитывают, развивают прямо с пеленок. Именно о развитии дошколят и говорил профессор Лев Любимов в дошкольном отделении школы №1265. «В каждой семье для детей должны быть три познавательных блока: книги, музыка и видео, то есть мультфильмы, - объяснил Любимов. – Речь идет не о мультфильме «Ну, погоди!», где используется три слова, а мультфильмы, в которых персонажи разговаривают». Вообще, разговор и беседа с ребенком – залог успешного развития, уверен ученый, и главное условие для формирования абстрактно-понятийного мышления. Беседовать с ребенком надо не менее часа в день.
Как отметил Лев Любимов, навыки социального поведения закладываются в первые годы жизни: «Мальчик должен прийти в 1 класс со знанием, что надо здороваться и уступать дорогу девочкам и старшим. Здороваться – это навык, который прививают в семье. Если не прививают – мы имеем следующее: детей без привычки здороваться не только со старшими, но и друг с другом».
Кроме того, детям детсадовского возраста необходимы занятия музыкой, живописью, языками, что развивает анализаторы. Вслед за основоположником структуральной лингвистики Л. Витгенштейном, Лев Любимов повторяет: «Границы моего языка определяют границы моего мира». Иностранные языки детям надо изучать для расширения сознания. Чем раньше, тем эффективнее, чем больше языков освоить, тем безграничнее станет сознание ребенка. Причем математика это тоже язык, потому и подходить к ее изучению надо так же: осваивать понятия, встраивая их в свое мышление.
В конце встречи Лев Любимов порекомендовал учителям и родителям книги о развитии ребенка в раннем возрасте, среди авторов: Даниэл Канеман, Роб Истуэй и Майк Эскью, Лев Выготский, Александр Лурия и Александр Лобок.