Ваш город:

СПО меняет траекторию развития: новые ориентиры

9 апр. 2021 г.
0
728

Престиж среднего профобразования неуклонно возрастает. Во многом этому способствует реализация Национального проекта «Образование». Но не стоит сбрасывать со счетов и конъюнктуру рынка, требующую качественных изменений. Поэтому сегодня СПО больше не «для троечников». О новой траектории развития СПО, которое произойдет в ближайшее время, мы поговорим подробнее.

СПО меняет траекторию развития: новые ориентиры

Воспитание – работа не бесплатная

Наиболее значимое и ожидаемое в преподавательских кругах СПО событие – решение вопроса о доплате за воспитательную работу в колледжах. Материальный стимул к работе получают более 800 000 классных руководителей школ, а для кураторов колледжей и техникумов такая опция до сих пор в «режиме ожидания». Но дело сдвинулось с «мертвой точки» после соответствующего поручения Президента РФ. Так что, в скором времени труды более 100 000 кураторов российских колледжей и техникумов будут конвертированы в рубли.

Как показывает опыт, наиболее активная часть общества – вчерашние выпускники школ, которые в силу возраста иногда не осознают, что свобода – это прежде всего ответственность. «Аттестат зрелости» еще не означает, что она наступила, и кураторы колледжей и техникумов вынуждены дорабатывать эти вопросы, а значит их воспитательная нагрузка – не менее сложна, чем у коллег, работающих в детском саду и в школе.

Ожидается также, что воспитательная программа станет системной или централизованной и будет находиться под контролем образовательного ведомства. На фоне непростой ситуации в общественно-политической жизни страны и в мире, такой подход к формированию ценностных ориентиров у молодых людей крайне важен.

Уровень зарплаты бюджетников, к которым относятся и преподаватели техникумов, находится на контроле у Президента РФ, о чем, во исполнение «майских указов», он поручил подготовить отчет соответствующим ведомствам до 20 апреля 2021 года. Можно не сомневаться, что к этой дате будет окончательно решен вопрос о надбавках.

Новые стандарты для учебников и уровня подготовки преподавателей

Рыночный подход к сфере образования, после распада СССР, нарушил хорошо отлаженный механизм стандартизации учебников. Сейчас школьные учебники приведены «к единому знаменателю», допускаются к использованию только после проверки содержания на научную достоверность, актуальную информацию, исключения грамматических ошибок и т. д.

В системе СПО вопрос использования единого стандартизированного учебного материала пока не отрегулирован поэтому учащиеся, поступившие после 9 класса, сталкиваются с проблемой: содержание учебного материала в учебниках по общеобразовательным предметам часто не соответствует школьной программе.

В 2021 году пройдут Всероссийские проверочные работы, в которых примут участие первокурсники, поступившие после 9 класса, и выпускники школ. Цель проверочной работы – сравнительный анализ качества знаний у старшеклассников общеобразовательных школ и СПО, с последующей корректировкой общеобразовательных учебных программ. Дальше, на основе сравнений, можно будет сделать выводы относительно содержания и стандартизации учебников по школьным дисциплинам.

Что касается профильной части обучения, то она всегда делится на теоретические основы и практическую часть: первая – фундаментальная, вторая развивается более динамично, по мере внедрения новых технологий. Разумеется, для каждой специальности теория и практика имеют свою специфику, и подход к профессиональным дисциплинам должен быть индивидуальным в пределах каждой из компетенций, но единым на российском образовательном пространстве.

Уже сегодня большое внимание уделяется уровню квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Даже самые опытные из них нуждаются в систематическом «подтягивании знаний» до современного уровня на фоне стремительно развивающихся технологий и внедрения передового оборудования. Экзаменуют преподавателей профессионалы, работающие на предприятиях. К созданным по последнему слову техники 1574 мастерским, прибавляются новые помещения. Их число к концу 2024 года достигнет 5000. К этому же сроку количество преподавателей и мастеров производственного обучения достигнет 35 000.

СПО – не для троечников!

Немалые усилия были приложены к тому, чтобы искоренить в сознании выпускников школ и их родителей стереотип советских времен о том, что в учреждения СПО принимают всех. «Мода на вузовские дипломы» уже прошла. Молодые люди при выборе учебного заведения и профессии стали более прагматичны, и прекрасно понимают, что работодатель при приеме на работу будет обращать больше внимания на опыт и приобретенные навыки, а не на оценку в дипломе. К тому же, среднее образование и профессию в техникуме можно получить через 4 года, а это – самостоятельный заработок уже к 18 годам, финансовая независимость от родителей и возможность принимать самостоятельные решения о своей дальнейшей карьере и жизни вообще.

Конечно, можно сомневаться в зрелости решений, но социологи уже заметили разницу: выпускники ВУЗов чаще меняют профессию или кладут «диплом на полку», чем выпускники СПО. В 2020 году техникумы и колледжи приняли почти 1,2 миллиона учащихся, и ожидается, что в нынешнюю приемную кампанию эта цифра увеличится еще на 50 тысяч абитуриентов. В самом деле, зачем поступать в ВУЗ, не имея представления о профессии и дальнейшем применении обширных и фундаментальных знаний, которые дает институт или университет, если можно освоить робототехнику, программирование и другие востребованные специальности в СПО, а уже потом решать, «идти в науку» или просто работать по любимой специальности. В конце концов, после техникума всегда можно продолжить учебу по выбранному направлению или кардинально изменить его, имея за плечами опыт.

«Госплан» или рынок: как обеспечить кадровые запросы экономики?

Во времена «совка», которые сейчас не критикуют только ленивые, все решалось планово: нужно столько-то учителей, врачей, инженеров и т.д., в конкретном городе, области, регионе. Специалисты работали по распределению – хорошо было всем, и предприятию, и трудоустроенному выпускнику. Предприятие на какое-то время решало кадровый вопрос, а молодой специалист получал бесценный опыт.

В 90-х годах стихийно возникающие коммерческие учебные заведения, наперебой предлагавшие получение дипломов по престижным специальностям всем желающим, оказали «медвежью услугу» выпускникам и самой рыночной экономике, породив переизбыток одних специалистов и острый дефицит других.

Министерство просвещения в конце 2020 года утвердило концепцию развития профобразования, проведя анализ соответствия каждого техникума и каждой специальности на предмет востребованности на рынке труда. В 10 регионах России заработал пилотный проект, цель которого – синхронизация количества выпускников СПО и кадровых потребностей в различных отраслях. Регулярно отслеживается и корректируется список исчезающих профессий, вносятся изменения в перечень для подготовки специалистов, на основании которых будут сформированы и новые образовательные стандарты для профобразования.

СПО сегодня соответствует духу времени, объединяя передовые технологии и старый опыт, становится полезным для экономического роста государства и привлекательным для молодежи.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Об отмене ЕГЭ и создании программ психологических компетенций для классных руководителей
Депутаты Госдумы РФ всерьёз заговорили об отмене ЕГЭ. А Министерство просвещения РФ после трагедии в казанской школе разработает программы психологиче..
Об отмене ЕГЭ и создании программ психологических компетенций для классных руководителей
14 мая 2021 г.
0
774
Валерий Фальков - министр науки и высшего образования РФ
В ходе совещания президента России Владимира Путина с членами правительства Валерий Фальков, министр науки и высшего образования, заявил о том, что ег..
Глава Минобрнауки РФ рассказал о лидирующих направлениях по росту бюджетных мест в вузах
14 мая 2021 г.
0
277
Студенты вузов РФ смогут менять профиль обучения или осваивать сразу несколько схожих квалификаций
Как ранее сообщала пресс-служба Госдумы РФ, 12 мая во втором чтении были приняты поправки в закон «Об образовании в РФ» о совершенствовании регулирова..
Студенты вузов РФ смогут менять профиль обучения или осваивать сразу несколько схожих квалификаций
13 мая 2021 г.
0
573
Оставить свой комментарий

Ваш город: