Ваш город:

Гляциолог

0

На протяжении всего своего существования человечество пытается как можно детальнее изучить окружающий мир. Поэтому существует множество наук, буквально под микроскопом рассматривающих природу и природные явления. Одной из таких наук является гляциология, которая изучает лед, снег, ледяные и снежные покровы, как на поверхности земли, так и в атмосфере, гидросфере и литосфере.

Гляциолог

В первую очередь гляциология изучает ледники и их распространение на планете. В ходе многочисленных исследований было установлено, что льдами сковано приблизительно 11% суши и они содержат в себе значительную часть мирового запаса пресной воды (а именно около 29 млн км³). Поэтому неудивительно, что гляциология играет важную роль в рациональном применении водных ресурсов, образующихся в процессе таяния льдов. Она также позволяет предотвращать катастрофы, которые могут быть спровоцированы меняющимся поведением ледников.

Гляциологи выполняют по-настоящему важную работу. Однако люди, которые хотят связать свою жизнь с этой деятельностью, должны понимать, что им предстоит трудиться в непростых условиях.

Кто такой гляциолог

Гляциолог – специалист, который занимается изучением условий существования и развития, особенностей происхождения, состава, строения и физических свойств всех форм льдов и снегов. Также в их компетенцию входит изучение взаимодействия наземных и подземных льдов/снегов с географической средой.

Происхождение названия науки вполне логично и понятно: гляциология происходит от латинского glacies (лед) и греческого λόγος (слово, мысль) – то есть, если мы соединим воедино два слова, то получим "слово/мысль о льдах".

Можно сказать, что профессия оформилась вместе с появлением самой науки в конце XVIII века, когда швейцарский альпинист Орас Соссюр написал свои натуралистические очерки «Путешествие в Альпы». Более ранние исследования в этой области относятся к 1546 году – автором первых описаний ледников в Альпах стал Себастьян Мюнстер.

Первоначально гляциологию связывали с изучением только ледников Арктики и Антарктиды. При этом для изучения ледниковых покровов применялись примитивные методы. Поэтому систематических материалов о ледниках явно не хватало, равно как и знаний о физических свойствах льда. Наиболее активный этап развития гляциологии начался только в 20 веке – когда появилась возможность глубоко проникнуть в природу льда с использованием новых точных методов и организовать стационарные исследовательские станции на ледниках.

В современной гляциологии можно выделить 5 направлений изучения:

  • ледниковедение;
  • снеговедение;
  • лавиноведение;
  • ледоведение водоемов;
  • палеогляциология.

Представители последнего направления исследуют льды, которые были сформированы в прошлом.

Среди основных должностных обязанностей гляциолога можно выделить:

  • исследование динамики изменений состояния льдов и анализ причин;
  • определение закономерностей в том, как распространяются и развиваются ледники;
  • наблюдение и анализ воздействия климатических изменений на ледниковые системы;
  • фиксация изменений в распространении оледенений;
  • учет территорий, которые освобождаются в процессе таяния и перемещения ледников;
  • изучение лавин;
  • исследование водоемов, образовавшихся в процессе таяния ледников;
  • разработка мероприятий по предотвращению природных катастроф, связанных с таянием ледниковых покровов;
  • составление перечня и описания опасных маршрутов, призванных предупредить несчастные случаи;
  • подготовка предложений по рациональному использованию высвобождающихся из ледников водных ресурсов;
  • применение современных научных методов во время исследований;
  • поддержка в рабочем состоянии электронных приборов на научной станции и вокруг нее;
  • забор проб и выполнение замеров.

В основном гляциологи работают в северных регионах на гляциологических станциях, но они также могут устроиться на работу и в крупных городах. Профессиональные знания гляциологов не только помогают предотвратить природные катастрофы, но и активно используются в далеких от научных кругов сферах: они необходимы в строительной сфере, при добыче полезных ископаемых, на горнолыжных курортах и так далее.

Какими личностными качествами должен обладать гляциолог

Поскольку работа с ледниковыми покровами – это, прежде всего, научные исследования, крайне важен искренний интерес к делу, который сможет поддерживать моральный дух в сложных условиях. Ведь гляциологам приходится работать и проводить много времени в холодных регионах, что само по себе трудно. По этой же причине гляциологам необходимы такие черты характера, как:

  • решительность и смелость,
  • любопытство и способность к самопожертвованию,
  • умение работать в команде и стремление помогать другим.

Не менее важны в работе гляциолога такие личностные качества, как честность, внимательность, умение сосредоточиться на задаче. Не обойтись и без наблюдательности, умения трезво оценивать ситуацию и возможные риски.

Конечно же, нельзя не сказать о том, что для работы в полевых условиях специалисту по льдам нужно иметь крепкое здоровья, выносливость и физическую силу. Также в этой профессии полезен аналитический склад ума.

Преимущества профессии гляциолог

В первую очередь стоит отметить, что это редкая профессия, которая, тем не менее, очень востребована во всем мире. Именно поэтому у гляциологов есть возможность найти работу по специальности в разных странах. При этом их жизнь наполнена определенной романтикой и приключениями.

Исследование ледников по-настоящему интересная работа для тех, кто увлекается природой в целом и льдами в частности. К тому же она позволяет знакомиться и работать с необычными людьми со схожими интересами.

Гляциологию можно назвать социально полезной наукой, поскольку гляциологи не только к какой-то мере способствуют обеспечению людей пресной водой, но и помогают защищать всех жителей планеты от природной катастрофы.

Несомненным преимуществом данной профессии является и высокая отплата труда. Согласно статистическим данным в России минимальный размер заработной платы специалистов по льдам составляет порядка 50 000 рублей, максимальный же может достигать 250 000 рублей.

Недостатки профессии гляциолог

Как правило, гляциологи вынуждены работать в сложных климатических условиях (особенно те специалисты, которые ведут исследовательскую деятельность). Кроме того, им приходится проводить длительные периоды в изоляции от общества на гляциологических станциях. Это не только мешает вести активную личную жизнь, но и может вызывать сильный психологический дискомфорт.

Условия проживания на гляциологических станциях сложно назвать комфортными, в которых трудно обеспечить себе полноценный рацион. Это может стать причиной возникновения проблем со здоровьем, в том числе и достаточно серьезных.

К большому сожалению, в России мало ВУЗов, на базе которых обучают специалистов по направлению "гляциология". И этот факт очень огорчает тех молодых людей, которые хотели бы связать свою жизнь с изучением Арктики и Антарктиды.

Где можно получить профессию гляциолог

На сегодняшний день получить профильное образование в данной области можно только в одном российском ВУЗе, а именно в МГУ им. М. В. Ломоносова. Абитуриенту необходимо поступать на программу «Криолитология и гляциология». Для поступления потребуется сдать ЕГЭ по математике, русскому и географии, а также пройти письменное вступительное испытание по географии.

Но не все так печально. Работать в сфере гляциологии могут также специалисты, которые получили образование по одному из следующих направлений:

  • физика;
  • география;
  • геоморфология;
  • горная инженерия;
  • климатология.

Главное, иметь за плечами высшее образование и идти к своей мечте, несмотря ни на что.

Источники изображений: topdialog.ru, perito-burrito.com, chel.kp.ru, ridetheplanet.ru

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?
Запись на дистанционное обучение


Новости образования
Минпросвещения РФ собирается ввести в школах мониторинг функциональной грамотности
Как сообщил Виктор Басюк, замглавы Минпросвещения РФ, ведомство намерено ввести в российских образовательных организациях мониторинг функциональной гр..
Минпросвещения РФ собирается ввести в школах мониторинг функциональной грамотности
22 нояб. 2019 г.
0
0
Парламентарий от ЛДПР предложил не вводить изучение иностранного языка до пятого класса
Как сообщает РИА Новости, депутат Госдумы от ЛДПР Александр Шерин обратился к министру просвещения РФ Ольге Васильевой с предложением не вводить изуче..
Парламентарий от ЛДПР предложил не вводить изучение иностранного языка до пятого класса
21 нояб. 2019 г.
0
276
РАО настаивает на обновлении проектов новых ФГОС
По информации, предоставленной РБК, Российская академия образования (РАО) по запросу Министерства просвещения РФ осуществила независимую оценку проект..
РАО настаивает на обновлении проектов новых ФГОС
20 нояб. 2019 г.
1
366
Оставить свой комментарий

Ваш город: