Ваш город:

Методики раннего развития: система эйдетики

04 нояб. 2019 г.
0
141

Система эйдетики, в основе которой лежат возможности образной памяти человека, подходит не только для малышей, но и для подростков. Но в раннем возрасте она работает более эффективно, так как у маленького ребенка способности к воображению проявляются намного лучше, что способствует запоминанию, развитию интереса к учебе и позитивному настрою.

Методики раннего развития: система эйдетики

Независимо от того, какую профессию в будущем выберет малыш, ему не обойтись без хорошей, тренированной памяти. Из-за лавинообразного объема информации, который заполняет современные школьные программы, даже обучение в обычной школе будет нелегким, если родители не озаботятся подготовкой памяти ребенка заранее. Именно поэтому многие специалисты рекомендуют начинать подготовку к обучению в раннем возрасте, когда способность ребенка к запоминанию находится в апогее, с опорой на природное образное мышление.

Очень эффективным помощником в развитии памяти малыша может стать система эйдетики, о которой мы сегодня и поговорим.

Несколько слов о происхождении системы эйдетики

Термин «эйдетика» имеет греческое происхождение (собственно как и множество других специальных педагогических и психологических терминов): «эйдос» - образ, а эйдетика – система запоминания на основе образного восприятия предметов. Соответственно, эйдетизм – это способность мысленно представить себе предмет, которого нет в поле зрения.

Закономерность образного мышления на этапе раннего развития детей впервые доказал немецкий психолог Э. Йенш в 1920-х годах. Хотя основателем эйдетики является сербский ученый Виктор Урбанчич – именно он в 1907 году ввел в науку понятия «эйдетизм» и «эйдетика».

В России данная система развития памяти, как практическое направление в психологии, получила известность в 1989 году благодаря работам известных психологов: П.П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии. К большому сожалению, должного внимания со стороны научного сообщества система эйдетики не получила, поэтому исследования в этой области, по ряду причин, были приостановлены на долгие годы.

Однако мимо системы эйдетики не прошел доктор педагогических наук Игорь Юрьевич Матюгин, который в том же 1989 году зарегистрировал авторскую методику, направленную на развитие памяти. Именно он является основателем российской школы эйдетики, а также автором научных работ в этой области и методических учебников. Его работы, включая серию книг (более 20) о развитии образной памяти, популярны не только в России, но и во многих странах Европы. Авторские методики запоминания И. Матюгина легли в основу таких фильмов, как «Приемы эффективного общения» и «Суперпамять».

Сегодня Игорь Матюгин, директор «Школы эйдетики», профессор РАЕН и преподаватель МГИМО, РЭУ им. Г.В.Плеханова и Русской школы управления, занимается подготовкой инструкторов. По его методике работают более 3 000 специалистов, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Особенности системы эйдетики

На ранних этапах развития цивилизации, когда не существовало письменности, люди запоминали предметы и явления только с помощью зрительного восприятия, запоминания цвета и формы. При этом в процессе изучения участвовали не только глаза, но и органы осязания и обоняния. Для запоминания активно использовалось образное мышление – память, как воспроизведение и отражение накопленного опыта, узнавания. Позже, с появлением письменности, люди научились выражать образы в виде букв и цифр.

Образное мышление у современного человека, как считают ученые, сохранилась на генетическом уровне. При этом способность представлять предметы, которые не находятся в поле зрения, больше всего проявляется в первые годы жизни, у детей раннего возраста.

По мере взросления, обучения чтению и письму, образное мышление «притупляется», но не исчезает совсем. Исследования немецких ученых еще в 30-е годы прошлого столетия показали, что все дети обладают явными или скрытыми эйдетическими способностями, примерно, в равном соотношении: 40% - явных и 60% - скрытых эйдетиков. Яркая образная память свойственна также и взрослым людям, которые сохраняют великолепную способность к обучению на протяжении всей жизни.

Сегодня система эйдетики вновь привлекла внимание научного сообщества и стала актуальной для практического применения, так как исследования показывают, что она развивает не только память, но и неординарное мышление, познавательную активность. Специалисты отмечают, что применение методики позволяет запоминать большое количество слов, не связанных между собой по смыслу, длинные ряды цифр. Данная методика раннего развития успешно используется для изучения иностранных языков в раннем возрасте, улучшает память, способствует концентрации внимания, сокращает затраты времени на выполнение домашнего задания.

Как проходят занятия по системе эйдетики?

Инструменты этой методики с успехом могут использовать не только педагоги и воспитатели, но и родители. Оптимальные условия для применения – ежедневное общение с ребенком и совместные игры, в ходе которых взрослым нужно проявить фантазию, придумать задание, направленное на развитие зрительной памяти и образного мышления. Обязательно во время таких занятий нужно уделять внимание развитию речи - описание предмета с помощью эпитетов и образных сравнений не только пополняет лексический запас ребенка, но и способствует развитию его фантазии и образной памяти.

Реализация системы эйдетики включает в себя использование таких приемов, как:

Мысленная прорисовка – в ходе занятий, помимо речевых приемов, можно применять метод «погружения» в атмосферу. Например, перед тем, как заучивать песенку "Танец маленьких утят" можно попросить ребенка с помощью движений показать, как двигаются утята и как они крякают. Затем нужно предложить ребенку мысленно представить себе дом бабушки, где во дворе бегают маленькие желтые утята, припрыгивающие в такт музыке.

Зрительная прорисовка – для запоминания цифр и букв подходит метод зрительного сравнения контуров знака с каким-либо предметом, например: цифра четыре похожа на перевернутый стул, восьмерка – на очки, двойка – на лебедя, семерка – на хоккейную клюшку, а единица – на крючок или обломанный сучок.

Запоминание точной информации – более сложную информацию ребенок легко запомнит с помощью мнемоники – замены абстрактных фактов и объектов на понятия, имеющие визуальное или аудиальное представление, связанное с уже имеющейся информацией в памяти. Яркий пример – знакомая с детства фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», где первая буква каждого слова является подсказкой (первая буква, с которой начинается название нужного цвета). Так учат детей запоминать последовательность цветов в радуге.

Также в системе эйдетики активно используются ассоциативные игры – цепной метод, который помогает не только запоминанию правильной последовательности и точному воспроизведению информации, но и развитию логического мышления в раннем возрасте.
Каждый из приемов эйдетики применим в игре, и, следовательно, создает положительный настрой в обучении – важный элемент развивающих занятий.

Недостатки системы эйдетики

Метод эйдетики практически не имеет «противопоказаний». Но при его использовании в развивающих занятиях, все-таки следует учитывать психологические особенности детей раннего возраста:

  • быстрая утомляемость, как умственная, так и физическая требует тщательного подбора времени занятий, строгого соблюдения режима сна и бодрствования ребенка.
  • для проведения занятий крайне важно присутствие положительных эмоций и желания ребенка играть. Если ребенок не выспался, или заболел, капризничает, интересную игру лучше отложить до тех пор, когда нежелательные отрицательные факторы будут устранены.
  • дети в раннем возрасте не способны концентрировать внимание на предмете больше 5-7 минут. Поэтому родители должны планировать занятия с учетом времени, необходимого для передышки. Взрослым необходимо проявить терпение.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?

Новости образования
Минпросвещения РФ собирается ввести в школах мониторинг функциональной грамотности
Как сообщил Виктор Басюк, замглавы Минпросвещения РФ, ведомство намерено ввести в российских образовательных организациях мониторинг функциональной гр..
Минпросвещения РФ собирается ввести в школах мониторинг функциональной грамотности
22 нояб. 2019 г.
0
0
Парламентарий от ЛДПР предложил не вводить изучение иностранного языка до пятого класса
Как сообщает РИА Новости, депутат Госдумы от ЛДПР Александр Шерин обратился к министру просвещения РФ Ольге Васильевой с предложением не вводить изуче..
Парламентарий от ЛДПР предложил не вводить изучение иностранного языка до пятого класса
21 нояб. 2019 г.
0
276
РАО настаивает на обновлении проектов новых ФГОС
По информации, предоставленной РБК, Российская академия образования (РАО) по запросу Министерства просвещения РФ осуществила независимую оценку проект..
РАО настаивает на обновлении проектов новых ФГОС
20 нояб. 2019 г.
1
366
Оставить свой комментарий

Ваш город: