Ваш город:

Учиться вместе с родителями: интересно, здорово, эффективно

6 июн. 2019 г.
0
185

Почему сегодня родители являются полноценными участниками образовательного процесса? В чем заключаются основные принципы семейного обучения? Обо всем этом в рамках данной статьи.

Учиться вместе с родителями: интересно, здорово, эффективно

Споры об участии пап и мам в образовательном процессе детей ведутся уже не один год. Мнения родителей по этому вопросу кардинально разделились. Одни считают, что школа должна полностью взять на себя все вопросы, касающиеся обучения и воспитания подрастающего поколения, и полностью нести ответственность за оказанное ей доверие. Другие, наоборот, стараются не только помочь своему ребенку в учебе, но готовы даже вместо него выполнять домашние задания и сдавать экзамены. Кто из них прав? Давайте попробуем разобраться.

2 проблемы обучения в школе

1 проблема – школа, как источник стресса

Школа – второй по значимости жизненный этап, в который дети вступают с умениями и навыками общения, полученными в семье, от родителей, которым они всецело и безоговорочно доверяют. Поступлению в школу сопутствуют смена обстановки, появление нового окружения и предъявление новых требований. Все это может вызвать стресс даже у самых талантливых и подготовленных малышей. Ведь в их жизни появляются одноклассники и учителя – люди незнакомые, к которым надо привыкнуть, и с которыми нужно научиться выстраивать отношения.

В этой ситуации учитель и родители должны взаимодействовать максимально активно и слаженно. Чем быстрее учитель и родители договорятся и выработают общую стратегию, тем безболезненнее пройдет адаптационный период у школьника, тем быстрее и легче педагог найдет общий язык с ребенком.

2 проблема – сложности с индивидуальным подходом

В российских школах, как правило, в классе одновременно учатся 20-30 учеников, с разным уровнем подготовленности, из разных семей, с разным отношением к учебе. Кто-то усваивает новую тему на лету, а кому-то нужно повторить и дать время на осмысление. При этом время урока ограничено – 1,5-2 минуты на каждого ученика, если не учитывать обязательные этапы. Поэтому, чтобы не отставать от учебного плана, преподаватель вынужден ориентироваться «на среднего ученика».

То есть, в современных реалиях для детей, которым необходим индивидуальный подход, единственная возможность не отстать от своих одноклассников – тщательная домашняя подготовка, с подробным разбором темы урока. Естественно, чаще всего это происходит с помощью родителей, бабушек, дедушек и/или близкого окружения. И в этом случае нет места для взаимных претензий со стороны учителей и родителей.

Решение проблемы – родители, как помощники и учителя, и ребенка

Если школьник самостоятельно не справляется со школьной программой, лучший выход – совместный поход родителей в школу, за помощью и разъяснениями учителя на тему «как научить». Конечно, выделить время, чтобы провести «ликбез» с каждой семьей в отдельности, учителю тоже сложно. Но выход есть – «родительские субботы». Не собрания, где обсуждаются разные организационные вопросы, а учеба родителей. На родительских субботах родители знакомятся с материалом, который изучал их ребенок в последнее время, при этом учитель рассказывает родителям, как они могут помочь своему ребенку усвоить полученные в школе знания. Другими словами, на родительских субботах родители учатся, как внедрить в свою семью "семейное обучение", и как стать помощниками и педагога, и ребенка.

Что такое «семейное обучение»?

«Семейное обучение» или Family Learning – национальная образовательная программа Великобритании, суть которой значительно отличается от того, к чему мы привыкли. Английские дети учатся в школе, а не дома (как можно было бы подумать), но в обучающий процесс вовлечена семья ребенка.

Такой подход к обучению помогает ребенку с легкостью преодолевать трудности в усвоении программного материала – ведь, он учится не один, и после уроков, если что-то забудет, ему с легкостью помогут дома близкие люди. В этом случае исключаются ситуации, когда ребенок, не справившись с домашним заданием, вынужден переживать «свое несовершенство» на уроке, объясняться с учителем, стесняться перед одноклассниками.

Кстати, согласно последним исследованиям, большего успеха добиваются дети из тех семей, где принято общаться. Ученые уверены, что если ежедневно говорить ребенку около 20 тысяч слов (в том числе, шесть поощрений и шесть замечаний), то он обязательно добьется в жизни всего, чего он хочет.

Для родителей такая форма обучения тоже выгодна. Постоянное и тесное общение семьи во время совместных уроков приучает ребенка к мысли, что семья – не дети и взрослые, а команда. В период, когда ребенку захочется продемонстрировать свою независимость и самостоятельность, опыт его работы в команде, с членами своей семьи, сглаживает «острые углы», делая период взросления менее болезненным.

Совместное обучение родители могут продолжить во время походов в театр, музей или на выставку. Взрослые могут распределить свои обязанности на всех членов семьи, включая бабушек и дедушек.

Участие старших членов семьи не означает совместного сидения над уроками дома. Помощь родителей заключается в развитии интереса к учебе и дополнительному образованию, выходящему за рамки школьной программы. Справиться с этой задачей легче тем, кто занимался развитием ребенка с самого рождения, не подменяя личного общения с малышом просмотром мультфильмов или «общением» с планшетом.

При желании всегда можно найти час свободного времени для собственного ребенка, а выбрать формы, интересные ребенку, поможет учитель.

А тем временем...

Последние исследования показали, что больше половины российских школьников не в состоянии решить даже простейшие задачи на движение. Согласно статистическим данным, с математикой "не дружат":

  • 55% учеников 5-х классов;
  • 47% учеников 7-х классов;
  • 67% учеников 9-х классов.

Эксперты уверены, что причина таких неутешительных результатов в отсутствии у детей понимания изучаемого материала. К большому сожалению, современная программа обучения составлена таким образом, что школьникам приходится просто зазубривать правила, а не разбираться в основах основ. Причем дефицит знаний начинает накапливаться еще в младшей школе. К выпускным же экзаменам пробелы в знания приобретают колоссальные размеры.

Решение этой проблемы специалисты видят в репетиторах. Во всяком случае, на данном этапе развития системы российского образования. А это означает, что с одной стороны, ответственность за качественное образование детей снова возлагается на педагогов (правда, выполняющих свою работу частным образом), а с другой стороны, родителям нужно принимать самое активное участие в обучении ребенка (как минимум, заняться поиском репетитора).

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?
Новости образования
В Госдуме выступили в предложением выплатить педагогам компенсации за ЕГЭ в условиях пандемии
Как сообщает ТАСС, заместитель председателя думского комитета по образованию и науке Максим Зайцев выступил с обращением к министру просвещения Сергею..
В Госдуме выступили в предложением выплатить педагогам компенсации за ЕГЭ в условиях пандемии
2 июл. 2020 г.
0
2806
Внедрение ЦОС в школах РФ
Согласно комментариям, предоставленным пресс-службой Министерства просвещения России, эксперимент по внедрению в российских школах цифровой образовате..
Минпросвещения РФ: модель ЦОС не подразумевает уход от традиционных уроков в школе
2 июл. 2020 г.
0
1279
Герман Греф - президент и председатель правления Сбербанка России
В рамках интервью ТАСС Герман Греф, глава Сбербанка России, заявил, что нынешняя школа не даёт ответа на целый ряд вопросов, а сама модель обучения уж..
Глава Сбербанка: сегодняшняя модель обучения устарела
1 июл. 2020 г.
2
1267
Оставить свой комментарий

Ваш город: